06 окт 2014, 15:10
Мои 5 копеек по навигаторам.
По функционалу условно существует два "класса" устройств:
1. Самый массовый – авто(мото)навигаторы. Помогают найти дорогу из точки "А" в точку "Б" по существующей дорожной сети. Используют векторные карты ( как вариант могут подгружать в качестве «подложки» растровые, создавая «гибрид», но первичен именно «вектор»). Но детализация карт и объекты на них ( заправки, кафе, магазины, музеи) - интересные для автомобилиста. Грунтовки, тропинки, броды и прочая к дорогам не относящаяся топография в них как правило не фигурирует, ибо 99% пользователей нафиг не нужна. Умеют показывать текущее положение на карте, считать скорость, пройденное расстояние и оставшееся расстояние. Имеющие вcтроенный GSM/GPRS модуль – автоматом подгружать карты нужного района, дорожное состояние ( пробки, ремонты и т.д.) и учитывать их при прокладке маршрута.
2. Туристические навигаторы. Специализированный класс устройств для турья и прочих бродяг, привыкших шастать не по дорогам а где попало, сиречь по всей поверхности суши и немного по воде ;-). Позволяют определить текущее положение в виде точки на карте или ее географических координат, измерить текущую скорость, проложить маршрут из точки «А» в точку «Б» по кратчайшей прямой и рассчитать расстояние до нее , причем навигатор не волнует что по пути лес, болото или гора. Также умеют записать трек движения, создать и провести владельца по маршруту из цепочки контрольных точек и т. д. Работают как вобще без карт (простейшие модели, почти вымерли) , так с векторными или растровыми ( не все). Некоторые турнавигаторы могут работать и в «автомобильном» режиме ( при наличии соответствующих карт).
Разумеется существуют еще морские, аэро и прочие нафигаторы, но нам они не интересны ;-)
По конструктиву это может быть либо специализированное устройство либо смартфон/планшет/комп с соответствующим софтом.
Первые имеют плюсы вроде штатных креплений, водо и вибростойкости, простого подключения внешнего питания или малого энергопотребления ( как у туристических навиков), но уступают в универсальности.
Вторые универсальны, дешевы как решение ( если сам гаджет есть в хозяйстве), софт и карты, как правило, бесплатны, но требуется обеспечить влагозащиту и подтянуть внешнее питание, т.к. вемя работы от батарей относительно невелико ( несколько часов), а замена батареи не всегда возможна.
Карты для навигаторов делятся на два класса:
1. Векторные. Каждый объект представляет собой точку, вектор или набор векторов привязанный к координатной сети. К примеру, дорога – это цепочка векторов, бензоколонка – точка. Такие карты «удобны» для устройств – можно легко маштабировать карту, определять расстояния и считать маршруты. Изготовление подобной карты довольно трудоемкий процесс, самому «на коленке» ее не сделать, приходится использовать готовые, со всеми их плюсами и минусами. Пример - те же Яндекс-карты в режиме "схема".
2. Растровые. Это просто картинка, «привязанная» к координатам по нескольким точкам. Навигатор из такой карты получить информацию не может, для него все едино – дорога или лес, поле или река. Но он может показать ее владельцу, равно как и положение владельца на ней. Ну а владелец уж разберется… наверное. Зато изготовить такую карту на основе имеющегося материала ( скана бумажной карты, космоснимка) легко и просто. Пример – Яндекс-карты в режиме «спутник».
Соответственно при желании оснастить мот навигацией, сперва надо определиться – что же ты хочешь от нее. ;-)
Если в планах только езда по ДОП, далеко и надолго то стоит:
1. Купить специализированный мотонавигатор. В плюсах - готовая железка с готовым креплением, не боящаяся ( в теории ;-)) тряски и влаги. В минусах - самый дорогой вариант, если не брать китай на алиэкспрессе.
2. Купить автонавигатор и адаптировать его под мотоцикл. Главный трабл – обеспечить влагозащиту. Самый дешевый вариант, если надо покупать сам навигатор.
3. Использовать имеющееся в хозяйстве оборудование ( смартфон/ планшет c GPS модулем), установив на него подходящий софт. ( хоть тот же яндекс-нафигатор).
Если же хочешь кататься по бездорожью, то :
1. Купить подходящий туристический навигатор. Установить его на мот либо с помощью штатного велокрепления ( дорого, но просто в реализации), либо с помощью фантазии и подручных материалов. При желании подтянуть дополнительное питание, если едешь на день –два-три, хватит и батареек.
2. Адаптировать имеющиеся средства ( любимый смартфон/планшет ) к моту. Поставить на него тот же Androzik – и пользоваться функционалом хорошего туристического навика. Минусы те же – необходимость влагозащиты и внешнего питания.